Консультация для родителей от музыкального руководителя «Музыкальные занятия-форма гармоничного развития ребенка»






«Музыкальные занятия-форма гармоничного развития ребенка»
Формирование эстетического отношения к музыке и искусству с раннего возраста, является важной составляющей частью в развитии и жизни детей. Основной формой работы в этом аспекте являются музыкальные занятия, на которых большое внимание уделяется естественному и выразительному пению, правильному распределению дыхания во время исполнения песен, чистоте интонирования мелодии, дикции, артикуляции гласных звуков.
Используемые в работе различные упражнения в виде попевок, распевок, прибауток, а также дыхательная гимнастика способствует решению следующих задач:
- Гармоничное развитие личности ребенка;
- Развитие элементарных навыков слуховой культуры: умений не отвлекаясь дослушивать музыку, понимать общий характер, настроение музыкального произведения, средств выразительности, различать звуки по высоте, различать изменение динамики и т.д.
- Пробуждение и стимулирование интереса к музыке, творческой деятельности; Развитие творческой активности во всех доступных видах музыкальной деятельности;
- Умение различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, длительность, неправильность движения мелодии;
- Умение слышать себя во время исполнения песни, замечать и исправлять ошибки, находить соответствие литературного текста выразительным интонациям;
- Чувство ритма, умения ощущать ритмическую пульсацию в музыке и передавать ее в движениях.
Тематика песенного репертуара разнообразна, интересна и доступна детям разного или определенного возраста, соответствует их голосовым, возрастным особенностям.
Все песни просты в исполнении, с короткой музыкальной фразировкой, имеют небольшой звуковой диапазон (предела ре-си первой октавы), привлекательны своей эмоциональностью. Все занятия имеют общую структурную сетку:
Начинаются с ритмических движений, направленных на развитие у детей музыкально-ритмических навыков, выразительности движений, после чего проводится специальная гимнастика или упражнения на восстановление дыхания. Далее проводится пальчиковая игра.
Следующим этапом работы является распевка- подготовка голосового аппарата к пению. Для распевки используются небольшие попевки, в том числе, исполняемые на различные слоговые сочетания. Далее идет ознакомление детей с песней в исполнении педагога, проводится анализ, ритмический рисунок или изобразить то, о чем поется в песне. К разучиванию новой песни дети приступают со второго или третьего занятия. Дальше ведется работа над ранее изученными песнями, после которых проводится небольшая разминка, на некоторое время переключающая внимание детей с пения на движения.
Следующая фаза занятия- слушание музыки, беседа по творчеству композитора с обязательным привлечением и использованием наглядного материала: показ портрета композитора, репродукции картин, подбор стихотворений, созвучных теме слушаемой музыки. Часто слушание музыки сопровождается выполнением различных творческих заданий, некоторые из них даются на дом, например: придумать совой сюжет к прослушанному произведению или импровизационные навыки.
В заключительной фазе занятия с детьми разучиваются пляски, хороводы, проводятся сюжетные и несюжетные игры, в которых в ненавязчивой форме отрабатываются определенные ритмические движения, координация, приобретаются импровизационные навыки.
Игре на музыкальных инструментах дети обучаются не на каждом занятии, а эпизодически. Ознакомивших на занятии с приемами игры на каком-либо инструменте, дети могут по собственной инициативе с помощью воспитателя или музыкального руководителя продолжить свое знакомство в свободное время в группе.
Дидактические игры также используются на музыкальных занятиях и позволяют педагогу в доступной форме дать ребенку общие представления о музыке и ее выразительных возможностях, пробудить к ней интерес, научить различать настроения, чувства переданные музыкой.
Музыкальные занятия способны развить общие музыкальные способности, развить интерес к музыке, а также доставить радость, обогатить жизнь каждого ребенка.
Музыкальный руководитель
Болдина М.В.